Политэкономия. Потребительская стоимость

Вещь может являться или не являться потребительской стоимостью. Вещь является потребительской стоимостью если вещь кому-то нужна. Например, люди периодически хотят есть, чтобы утолить голод люди могут использовать макароны, следовательно макароны являются потребительской стоимостью.

Вместо того чтобы сказать "вещь является потребительской стоимостью" можно сказать "вещь обладает потребительской стоимостью", в данном случае, эти формулировки обозначают одно и то же.

Вещь, являющаяся потребительской стоимостью, может быть как продуктом человеческого труда (например, булка хлеба), так и продуктом природы (например, воздух или гриб, выросший в лесу).

Потребительская стоимость непосредственно связана с материальным телом вещи. Продукты питания являются потребительской стоимостью именно потому что они пригодны для употребления в пищу. Молоток полезен именно потому что состоит из определённого материала определённой формы. Следствием связи материального тела вещи и потребительской стоимости является возможность количественного выражения потребительской стоимости: два литра молока, 3 утюга или стальной молоток весящий 200 грамм.

Кроме материального тела вещи потребительская стоимость связанна с потребностями людей. Потребности людей меняются с развитием общества (потребности историчны): 1000 лет назад нефть если и использовалась, то ценилась меньше чем сейчас. С изменением потребностей людей меняется потребительская стоимость вещей.

Политэкономию интересует только является ли вещь потребительской стоимостью или не является. Вопросы "почему определённая вещь нужна людям?" и "почему одним людям определённая вещь нужна, а другим нет?" выходят за рамки политэкономии.

Ссылки

  • Капитал. Том 1. Глава 1. Карл Маркс.
  • Учение Маркса о производстве и потреблении. Исаак Рубин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *